Tuesday, 13 March 2012

Портреты заговорили...

Вчера была в Москве на выставке "Портреты неизвестных" в Пушкинском музее. Эта выставка-результат атрибуций портретов неизвестных мастеров и моделей. Я , к своему стыду, только сейчас узнала, что изучение и описание предметов-главное направление научной музейной деятельности. Атрибуция портретов-наиболее интересная, захватывающая и увлекательная часть этой работы. Здесь важны огромные профессиональные знания, интуиция, блестящая память "на лица".
Раньше портреты писались для близких людей, жили , в основном, в интерьере своего дома и не нуждались в подписи; для него специально изготавливалась рама-сами собой формировались фамильные портретные галереи.Однако в водовороте трагических событий рушились и безвозвратно исчезали особняки и усадьбы. Портреты, охранявшие и сберегавшие семейную и, в конечном итоге, родовую память, потеряли свои "насиженные места", утратили корни и были рассеяны по миру. В контексте этих исторических реалий многие музейные собрания страны пополнились безымянными экспонатами.
На выставке было представлено 190 произведений , из них "портреты неизвестных" составляют не более одной трети от общего числа, что красноречиво говорит о результатах атрибуционной работы музея.
Посетители могут видеть весь процесс атрибуции многих картин: определение временных рамок, анализ костюмов и деталей, изучение архивов и родословных, данных истории приобретения картин, сравнение, наконец, с имеющимися прижизненными портретами моделей ("иконографическая экспертиза"- никогда не слышала о такой!). Для раскрытия портрета важна любая визуальная информация, сохранившаяся на холсте, раме.Кроме того, много "подсказок" содержит в себе источник поступления экспоната в музей, напрмер легенда владельца об истории этой вещи.
Так в музее экспонируются все этапы атрибуции портрета Пушкина-ребёнка, который долгие годы был "Портрет неизвестного мальчика".  Таких примеров здесь много. Есть и обратный процесс. Так было доказано, что некоторые портреты не являются портретами того человека, который указан в качестве модели.
Много здесь и очень похожих портретов, один изображающий известного персонажа, а второй -неизвестный-учёные бьются пока, чтобы доказать и атрибутировать портрет последнего. Это очень долгий процесс. С мужчинами-военными дело обстоит полегче: есть история орденов и военной формы и даже списки награждённых, а вот с женщинами проблем больше.
Для любого музея приоритетно не столько количество экспонатов, сколько сумма знаний о них- в этом и заключается главный смысл научно-фондовой работы музея. Каждый экспонат в музее должен ЗАГОВОРИТЬ, обрести свои "паспортные данные". И таких заговоривших  (со своими потомками и со мной) портретов я видела вчера очень много. Купила в киоске иллюстрированный каталог, чтобы наслаждаться этим разговором ещё долго...

0 Comments:

Related Posts with Thumbnails