Saturday 3 September 2011

Пасынок русской литературы

Сегодня исполнилось бы 70 лет писателю Сергею Довлатову.

Хочу рассказать о том, как я впервые узнала об этом человеке.
До 1990 года я не знала о его существовании. Но я в то время работала в Таллинне, в школе № 15 учителем английского языка и классным руководителем в 11 классе. И была у меня в классе девочка Саша Зибунова, высокая, красивая, способная (она училась в нашей школе с 1 класса и жила по соседству) . Я знала, посетив всех моих учеников дома (тогда это было обязательно), что девочка живёт с мамой, папа её, "не послушный журналист" из газеты "Советская Эстония" эммигрировал в США (это говорилось тогда шёпотом, под большим секретом). Брак был гражданским т.к. у Сергея была семья и двое детей в другом городе. Свою Таллинскую дочку папа любил, переписывался с ней и помогал материально, дочка даже собиралась к отцу в Америку учиться после окончания школы.
В конце августа 1990 года мама позвонила мне и рассказала, что умер в Америке Сашин папа и они в трауре. Тогда она мне назвала и фамилию папы и я узнала, что в классе у меня уже 6 лет учится дочка писателя Сергея Довлатова. Вскоре на их доме появилась мемориальная доска, а Саша закончила 11 класс уже с фамилией папы. Конечно, весь класс срочно прочитал всё, что было доступно из его публикаций, Саша приносила его рассказы тоже (в основном, самиздат).

Получилось так, что сначала признание писатель получил на чужбине (за 12 лет в Америке напечатано 12 книг) и лишь после смерти у себя на Родине и теперь о нём написано едва ли не больше, чем он написал сам, ведь умер он не дожив 48 лет...

Конечно, Довлатов сейчас очень популярен в Таллинне, в продаже всегда есть его книги, есть они и в моей домашней библиотеке.
Дочка Саша (Александра Довлатова) живёт в Москве, но часто приезжает в Таллинн к маме и заходит в свою старую школу ...
(фото из семейного архива Тамары Зибуновой, Сергей Довлатов на фоне таллинского Дома печати, 1974 год)

0 Comments:

Related Posts with Thumbnails