Saturday 22 December 2012

Золотой век английского двора

А посмотреть есть что и на любой вкус (для мальчиков - оружие, латы, рыцарей, ордена, и для девочек - кружева, зеркала, посуду, костюмы, украшения, кошельки и гребешки, и для всех - портреты, миниатюры, геральдических животных, первое издание Шекспира - прочитайте обращение автора на развернутой странице). Все представленные экспонаты 16-17 века в отличной сохранности и с фантастической биографией: из тех Лондонских музеев, в которые обычно не успеваешь попасть, и из частных коллекций (ювелирные украшения Дрейка, взяты для выставки у потомков пирата, рыцарские доспехи Генриха VIII из личной коллекции Елизаветы). Так что нельзя не оценить, что удалось привести в Кремль. Очень хорошие пояснительные тексты. Но, к сожалению, нет аудио гида и на сайте не выложена та информация, которая висит в залах. Приходится много времени тратить на чтение, а без этого ориентироваться в выставке сложнее. Да и пропустить можно самое интересное. Советую подготовиться и почитать в Интернете. Краем уха послушала проходившую мимо экскурсию - интересно. И не смотрите, что выставка до конца января, время идет быстро, а шансов увидеть все это больше не будет. (Если только не поехать в феврале в Лондон - выставку планируют показать на исторической родине, добавив кремлевские экспонаты, подарки английских монархов русским). Так что нужно пользоваться представленным нам случаем.






Для выставки "Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I", что открылась в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца, Музеям Московского Кремля нужно было договариваться не только с Музеем Виктории и Альберта, Музеем Лондона и Национальным морским музеем Англии, Национальной портретной галереей, но просить личное разрешение королевы Великобритании, чтобы привести рыцарские доспехи Генриха VIII.
Помимо них в Москву прибыли рисунки Ганса Гольбейна-младшего, который был придворным художником Генриха VIII, монументальный портрет Елизаветы I. В том числе загадочный Хэмпденский портрет, созданный то ли для заморского претендента на ее руку, то ли возникший как сложносочиненное признание в любви и преданности одного из фаворитов… Среди 174 экспонатов - тончайшие портретные миниатюры Николаса Хиллиарда, ставшие символом елизаветинской эпохи, драгоценность знаменитого пирата, мореплавателя и адмирала Фрэнсиса Дрейка, серебряное блюдо с тремя дельфинами от знаменитого голландца Кристиана Ван Вианена, которое Карл I хранил в кабинете как драгоценность. Иначе говоря, блеск роскоши, оружия, власти двух династий - Тюдоров и Стюартов - тут явлены с захватывающей зрелищностью блокбастера.
Но в отличие от голливудских фильмов, посвященных эпохе королевы Бесс и "влюбленному Шекспиру", тут правит бал не иллюзия, а подлинник. Причем на его права претендуют даже копии знаменитых королевских портретов. Они делались при жизни "их величеств" и тиражировались с их одобрения. Известно, например, что Елизавета I пару раз выпускала прокламации, запрещавшие тиражирование не понравившихся ей оригиналов, и даже сжигала неудачные образы. Собственно, один из главных сюжетов выставки - взаимоотношения власти и искусства. Не то, чтобы вопрос "с кем вы, мастера культуры?", был актуален в эпоху Ренессанса - понятно, что выбирать мастерам (лучшим, разумеется) приходилось между королевскими дворами Европы и Англии. Важнее, что Тюдоры как тонкие политики в полной мере оценили важность искусства в деле укрепления династических позиций. Генрих VIII стал первым королем, который поощрял вассалов выражать верноподданнические чувства, размещая его портреты на видном месте. Едва увидев работы Ганса Гольбейна-младшего у канцлера Томаса Мора, который ухитрился три года скрывать такой талант под боком у короля, Генрих VIII делает его придворным художником. Но мало того, что король загрузил его работой по макушку, он еще и сумел воспользоваться преимуществами книгопечатания, масштабно тиражируя в недорогих гравюрах свои портреты. В елизаветинские времена к монументальным полотнам и гравюрам добавились портретные миниатюры, которые королева использовала в качестве личных подарков. А уж Карл I развернулся по-настоящему, пригласив работать в Англию Рубенса и Ван Дейка и заказав свой мраморный бюст Бернини. Его конная статуя, до сего дня стоящая на Трафальгарской площади, стала первой конным памятником монарху в Англии. Так сказать, ненавязчивая параллель с монументами римских императоров. Впрочем, надо признать, что этот изящный красавец, застенчивый заика, страстный коллекционер, собравший отличную коллекцию, умер на плахе со стоическим достоинством древнего римлянина.
Не менее важный сюжет выставки - повседневность и празднества той эпохи, в которой заговоры, заточения в Тауэр и отправление время от времени неугодивших их величествам на плаху сочетались с куртуазными рыцарскими турнирами и театральными представлениями. Впрочем, грань между этими мирами оказывалась тонка. Так, Генри Ризли, друг фаворита королевы Роберта Деверо, когда тот решил затеять заговор против Елизаветы, уговорил своего другого приятеля, Шекспира, сыграть в "Глобусе" трагедию "Ричарда II", дав, так сказать, лондонцам пример для подражания. Фаворит поплатился головой, а его приятель Генри загремел на три года в Тауэр, где сидел, судя по одному из портретов, с любимым котом. Вызволил его оттуда уже Якоб I, а Шекспир по этому случаю написал 107-й сонет.
Другим важнейшим из искусств был рыцарский турнир. Сегодня королевские доспехи ошеломляют ювелирно тонкой работой. В Королевских мастерских в Гринвиче существовала даже должность "позолотчика и гравера королевских лат", который должен был переносить на них рисунки Гольбейна. Доспехи Генриха VIII, созданные для турнира в честь свадьбы Генриха VIII c очередной своей избранницей, на этот раз - Анной Клевской, напоминают костюм на заказ. Оружейник Генриха советовался с его портным. Стальной наряд передает особенности фигуры, вроде талии, с годами плавно превратившейся в живот охватом 132 см. При закрытом забрале возникает стойкое ощущение, что перед вами сам жизнелюбивый король, любитель турниров, роскоши, сменивший шесть жен в надежде получить наследника. С другой стороны, доспехи защищают не только от ударов копья, но и от взоров соперника, скрывая слабости и болячки. В результате, полые доспехи оказываются чем-то средним между брутальным нарядом и статуей Командора.
Но не из-за позолоченных доспехов этот век современники называли "золотым". Образ "золотого века" отсылал к идиллической Аркадии, в которой правят "просвещенные" идеальные государи. Тюдоры и Стюарты на эту роль подходили как нельзя лучше. Они отличались ученостью, вкусом, прекрасным образованием. Томас Мор даже приветствовал восхождение на трон Генриха VIII в торжественной оде как начало Золотого века. По иронии судьбы ему пришлось сложить голову на плахе именно по повелению Генриха VIII. Тема жизни в Аркадии получила продолжение в театральных постановках во времена Карла I. Но чем лучезарнее была Аркадия на сцене, тем гротескнее выглядел финал - эшафот для короля был установлен во дворе того же Банкетного павильона Уайтхолла, где играли в "античность" придворные. "Ужасный век, ужасные сердца"? Или плата за жизнь в отдельно существующей Аркадии?

Основным партнером Музеев Кремля при подготовке экспозиции выступал музей Виктории и Альберта, владеющий огромным числом раритетов. Не все они, разумеется, отправлены в Москву, но найдутся на выставке вещицы крайне важные и примечательные – скажем, вырезанные из дуба фигуры быка и грифона, геральдические символы могущественного рода Дейкров или портрет неизвестного аристократа, нарисованный Гансом Гольбейном-младшим. А рыцарский доспех Генриха VIII и вовсе позаимствован из личной коллекции ныне правящей королевы. Любопытно заметить, кстати, что в Англии передача фамильных ценностей из поколения в поколение – вовсе не прерогатива монархов. Два сногсшибательных ювелирных украшения, «Драгоценность Дрейка» и «Звезда Дрейка», позаимствованы для выставки у потомков рыцарственного пирата и мореплавателя.
Справедливости ради стоит сказать, что вклад Музеев Кремля в совместный проект тоже значителен: вообще-то здесь хранится лучшая в мире коллекция английского серебра эпохи Тюдоров и Стюартов.
Речь не только о посольских дарах, но и о покупках. Британские монархи даже в пору расцвета нередко сбывали ценности короны за рубеж, дабы поправить свое финансовое положение. А уж после казни Карла I почти все сокровища казны ушли с молотка на серии аукционов. Различными путями серебряные предметы из туманного Альбиона попадали к русским царям. Итоговое собрание оказалось настолько внушительным, что теперь англичане ждут не дождутся, когда совместная выставка отправится в Лондон. Там она будет демонстрироваться весной следующего года под названием «Сокровища царственных дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари».
Но, каков бы ни был ущерб, понесенный британской казной в разные периоды, образцов культуры XVI–XVII веков в стране сохранилось достаточно, чтобы производить на зрителей сильное впечатление. Для этого не обязательно козырять золотом-бриллиантами, можно сосредоточиться на ценностях художественных и сугубо исторических. Архитектурные эскизы великого зодчего Иниго Джонса, работы знаменитейшего миниатюриста елизаветинского времени Николаса Хиллиарда, живописные портреты Якова I и Карла I из мастерской Антониса Ван Дейка, дворцовая шпалера «Эсфирь перед Артаксерксом», первое фолио шекспировских пьес, изданное через восемь лет после смерти автора, – подобные раритеты способны захватывать воображение не меньше, чем драгоценная королевская подвеска «Милосердный пеликан». Пожалуй, интеллектуальная роскошь этого проекта вполне конкурирует с роскошью материальной, если не превосходит ее.
Видео о выставке

0 Comments:

Related Posts with Thumbnails